?

Log in

No account? Create an account
Полет нормальный!
Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал...
На Соловецких островах... 
4-сент-2014 10:40 pm
stars

Спустя полгода после двух недель моего островитянства тропического довелось предаться островитянству северному.

Добирание началось из Шереметьева.
Собственно, по маршруту этому я уже летал 9 лет назад. Но тогда, до петрозаводской катастрофы 2011 года, по линии ходил не традиционный "737-й", а старый родной Ту-134.
Как сейчас помню, тогда мы так круто взлетели, что уши заложило.


Погода в московской зоне стояла великолепная и предоставляла прекрасные возможности для изучения карты местности с высоты боингова полёта.
Кто догадался - справа по борту Плещеево озеро и Кубринское водохранилище. Возле последнего отчетливо виден лесной пожар.



В Архангельске - пересадка на  Ан-24. Грозился Медведев запретить эти машины, но - фиг вам, на Севере они до сих пор незаменимы.
Полёт на нём нисколько не сравним с полётом на лайнере. За бортом - другие звуки, другие краски, и вообще всё другое.

Сорок минут в воздухе - и вот они, Соловки!



Первое, что бросается в глаза - Кремль реставрируется. Это хорошо - значит, жизнь продолжается, потому что и 9 лет назад я видел его в точно таких же лесах.
Увы, но славный стройотряд физфака в реставрации Кремля больше не участвует - по правилам "рыночной экономики", соглашение о любых работах заключается только после проведения "тендера". А то ведь, ни дай Бог, кого-нибудь "своего" пригласят - это ж ужас будет!  В общем, в Кремле сейчас осваивает деньги профессионалы "Балтстроя". А ребята, которые не имели никаких шансов этот "тендер" выиграть (кого волнует, что они по факту многое умеют, раз нет бумажки официальной на право проведения работ), но которые, в отличие ОТ, не зашибают деньгу а именно возводят Храм, сейчас работают на одной из часовен. Ну, хорошо, что хоть так.

Первую неделю погода стояла, как и положено Северу в это время года, переменчивая. То есть два часа Солнца сменялось двумя часами дождя, и потом так повторялось в периоде.
Зато  вторая неделя выдалась антициклонно-жаркой. Я без какого-либо дискомфорта купался как в озерах, так и непосредственно в Белом море - было очень здорово, даже бодряще!
А поскольку до Полярного круга отсюда всего лишь около ста километров, то эфект "белых ночей" наблюдался вовсю - темнеть начинало ближе к полуночи. А в два часа ночи окружающая реальность выглядела примерно вот так -




В первый же вечер, обжившись на стоянке "Рождественки", нанес дружеский визит Белому морю.
Из залива выглядело оно вот так:






"Где летят журавли, где лежат командоры, где бортами стучат о причал корабли..." (Ю. Визбор)

Понятно, что основной путь попадания на острова - это по воде. Можно плыть из Беломорска на "Сапфире" - но он слишком большой, и потому бестолковый, ибо платой за комфорт является отсутствие очарования моря. Да и путь занимает четыре часа почти что. Другой способ добирания - через Кемь и Рабочеостровск, откуда ходят менее гламурные "Василий Косяков" и "Метель", а также многочисленный "москитный флот", часть которого ночует в порту единстенного на всем архипелаге поселка.



В массовом сознании острова сегодян прочно ассоциируются... сами знаете, с чем. И мало кто помнит/знает о том, что в годы войны здесь арзмещалась школа юнг (или, как её тогад называли - школа юнгов), готовившая специалистов для Военно-морского флота СССР. Многие из выпускников школы погибли, в память о них построен этот обелиск.
Кстати, одним из курсантов школы был Валентин Пикуль.



"А я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят, как Городницкий!"  ;-)
Поселок - один из классических примеров таких "деревянных городов", где древесина является основным строительным материалом, и где дороги до сих пор мостят досками.



А вот так выглядит море возле мыса Белужий.Впрочем, в названии, прочно прижившемся на всех картах, ошибка.
Никаких белуГ здесь нет, никогда не было и быть не могло в силу пресноводной среды обитания указанной рыбы.
И приплывают сюда белуХи - зубатые киты.
До мыса по побережью идти километров двенадцать - для бешеной собаки не такой уж и большой крюк.
Когда выходишь на побережье, то сначала слышишь доносящиеся откуда-то из воды фыркающие звуки, и только потом замечаешь стаю.



На сам мыс добраться можно во время отлива, когда обнажается прибрежная полоса - литораль.
Горочки с извилистыми склонами - это гнезда каких-то морских червей. Местные рыбаки выкапывают их и потом ловят на них треску.



Собственно, сами белухи. Резвятся метрах в двадцати. В основном видны спины, но иногда они показывают и хвостики ))



На мысе поставлена вот такая вышка...



...с которой за белухами наблюдают океанологи.

Говорят, что все побережье возле мыса усеяно гидрофонами и подводными видеокамерами. Проверять не стал - ни входить в воду, ни подниматься на вышку нельзя, дабы не пугать белух и не мешать научной работе.
Вообще - полагаю, что экскурсии, проводимые коммерческими фирмами, не очень помогают ученым. Особенно учитывая уровень организованонсти наших "туристов" и их умение понимать  - я, как одиночка, подошел тихо и незаметно сел на камень, никому не мешая, но выходящую из леса экскурсию, как и белух, раньше услышал, чем увидел. Услышал метров за несколько сотен, через всю литораль... ((

Вообще, не уверен в том, что группа в 10 человек может вести себя тихо, потому лично я разрешал бы посещение этого объекта только малыми группами в 2-3 человека.

Потом Олег - один из участинков нашего отряда - сказал мне, что знаком с кем-то из ученых, и что можно сходить к океанологам в гости, но мероприятие сие может запросто закончиться выпиванием слишком большого количества алкоголесодержащих жидкостей. Проверять опять же не стали - в рабочие дни мы всё же работали, а в выходные было интересно посмотреть всякие интересности на островах, а НЕ...



Птичка на камне - полярная крачка. На острове, в который переходит литораль, и который, собственно, и выдается в море белужим мысом, расположена их колония.
Строгие таблички велят обходить колонию строго по тропе слева. Впрочем, даже проходящих по правильному пути птички не очень жалуют - мне так пару раз приходилось закрывать голову от пикирующей птахи, охраняющей свой дом.



"Я синим бы раскрасил колокольчик и этим бы закончил свой рассказ..." (А.Городницкий)

А вот это уже другой мыс - мыс Печак, самая южная точка Большого Соловецкого острова.
На пути к нему за несколько сотен метров очень хороо заметно, как таёжная растительность сменяется тундровой - такая зональность обусловлена холодными морскими ветрами.
Впрочем, на границе июля и августа здесь, как я уже сказал, весьма тепло, и я даже искупался.



Вот с этого ракурса Кремль обычно не снимают.




Переговорный камень. Установлен на месте переговоров архимандрита Александра с офицером английской эскадры 22 июня 1855 года.



Вид на гору Секирная со стороны Исакиевского скита.
Собственно, именнов ските было место основной моей работы. А занимались мы там строительством зимнего домика для отца Елизара - одного из местных священников.
На самом деле, на таком объекте я оказался впервые. Каждое утро от лагеря до скита - десяток километров на велосипеде, вечером столько же обратно. Вначале было несколько непривычно фактически жить на монастырской территории. Молитва перед едой, молитва после еды - стояли все, и верующие, и не считающие себя таковыми.  Но потом пообвыкся, и даже понял, что есть в этом ритуале нечто объединяющее. А ближе к окончанию наших работ даже пришли с отцом Елизаром к согласию в том, что коммунистические и православные ценности в их изначальной трактовке имеют много общего.



Острова Кузова. Лежат на полпути между Соловками и Кемью. Полоса на горизонте - уже материк.
Останавливаяь на Кузовах, достичь Соловков в хорошую погоду вполне реально на парусном катамаране и даже байдарке. А в древности люди проходили этот путь на долюленых и берестяных лодках. Кстати - в наше время такой переход был повторен командой, возглавляемой руководителем Соловецкой археологической экспедиции Александром Мартыновым.



Но в основном туда добираются с экскурсиями вот на таких катерах.



Вид с самой высокой точки архипелага. Пока экскурсанты два часа ходят по острову и слушают гида, катера ждут в проливе.



Впрочем, гораздо интереснее все же быть независимым  - со своей верной компанией и на своем судне. Например - вот на таком



Кстати - когда обновлю своего "Филина", не выбиравшегося пока дальше Московского моря, то это идея ;-))



На корабли, идущие между Кемью и Соловками, угрюмо смотрит одинокий заброшенный маяк на острове Топ.
К сожалению, к нему сходить не удалось - опять же, глядя на все эти объекты, начинаешь неистово мечтать о своем судне. Вот только когда осуществлять всё, чего хочется?



После полутора недель чередующихся друг с другом работы, гуляний по острову и ночных посиделок я отправился в Питер, на ассамблею фантастики.
Обратный путь - морем на "метели" до Кеми,  оттуда по железной дороге. Маршрутом, хорошо известным каждому карельскому байдарочнику.
Но это уже совсем другая история...


P.S. Извиняюсь за грязную матрицу - сам в печали,  ибо не могу снимки никуда отправлять, но никак извести эту гадость не могу... ((

Comments 
4-сент-2014 09:56 pm
Хех. Мы 14-го в Строгино будем спускать на воду шхуну ;-)
5-сент-2014 07:35 pm
Прям-таки шхуну? Не менее двух мачт с косыми парусами?
5-сент-2014 09:21 pm
Именно так. Малая плоскодонная швертовая посудина, две мачты с косыми парусами, рабочее имя "Екатерина", решается -- с каким эпитетом, "Святая" или "Великая". Желаете поприсутствовать? ;-)
11-сент-2014 06:04 pm
Эх, я на смене, похоже.
А во сколько предполагаете шампанское о форштевень разбивать?
11-сент-2014 06:57 pm
Сбор к 12, а об шампанском не информирован :-)
А там до вечера.
11-сент-2014 12:57 pm
ааа... и вам, Игорь, здрассьте :)

шхуну мы, Ваня, шхуну спускаем ) приходи )
11-сент-2014 07:29 pm
"Здравствуйте", -- произнес он несколько ошеломленно.
11-сент-2014 12:48 pm
>платой за комфорт является отсутствие очарования моря
так вот за что я "Сапфир" не люблю!

а чего это ты буквы местами путаешь и теряешь?
>сегодян, арзмещалась, хороо
(нет, я не придираюсь, но глаз режет))

а вообще хорошо, сочно, лаконично :)
где остальные фоты?
11-сент-2014 06:03 pm
Не обрабатывал. Может, выложу во "В контакт".
Да, буквы теряются, когда быстро набиваешь, а проверка грамотности почему-то глючит... (
11-сент-2014 05:16 pm
Ай Кузова хороши!
А про маяк на Топе что-то никакой информации не нашёл, разве что реклама да вот это:
http://solovki.info/?action=archive&id=140
11-сент-2014 06:02 pm
Да, там интересно.
И Олег Кодола, в принципе, интересную мысль кинул - первобытная цивилизация,как и нынешняя, стремилась к комфорту, но в её случае это стремление способствовало развитию, а в нашем - деградации.

На Топ есть экскурсии, но наш катер туда не заходил, только мимо прошел.
Я ж говорю - там интересно на своем паруснике погулять.
This page was loaded янв 19 2018, 7:41 am GMT.